В самом центре Куэрнаваки к стенам древнего францисканского монастыря,
который теперь служит главным городским собором, примкнул совершенно
фантастический дом. Точнее, когда-то он
был частью этого самого монастырского хозяйства, его обсерваторией. Но в начале
60-х один сумасбродный американец по имени Роберт Брейди выкупил его и стал в
нем жить, завещав после своей смерти превратить дом в музей.
Обязательным условием при этом было сохранить все именно так, как было при
хозяине, потому что этот хозяин был уверен: его дом уникален, и люди будут
платить деньги, чтобы на него посмотреть.
В моем представлении, дом-музей – это обычно такое место, где интересны не
сами стены, а стоящая за ними история: кто в них жил или какому важному историческому
событию они стали фоном. Предметы интерьера, как таковые, как правило, второстепенны:
скажем, есть стол, и важно, что за этим самым столом некто великий написал
нечто бессмертное, но совершенно не важно, как именно этот стол выглядит, из
какого он дерева и какого цвета. В доме-музее Роберта Брейди все наоборот.
Немного дизайнер, немного художник, а главным образом просто эксцентричный
богач и городской повеса, Роберт Брейди ничем особенным не прославился, и за
пределами Куэрнаваки о нем вообще мало кто знает. Что, впрочем, не имеет абсолютно
никакого значения, потому что его дом-музей не про это. Его дом – это просто
собрание частной коллекции человека, любившего жизнь во всем ее многообразии.
С улицы дом Брейди не производит какого-то особенного впечатления: высокая
глухая стена кирпично-красного цвета, незатейливая парадная дверь и только
маленькая, выложенная из плитки табличка
возле входа сообщает, что это музей Casa de la Torre (то бишь Дом в Башне).
Легко пройти мимо, легко не ожидать ничего особенного, но все меняется как
только, поднявшись по узкой лестнице, оказываешься во внутреннем дворике. Это
небольшое пространство, залитое солнечным светом, ограничивают с двух сторон
высокие, плотно увитые плющом стены, а с третьей – собственно, сам дом того же
кирпично-коричневого цвета: к башне – бывшей обсерватории – поднимается широкая
парадная лестница, у ее основания расположился полукруглый фонтанчик, а перила
скрыты под изгибистыми ветвями и темно зеленой листвой все того же вьюна. Сбоку
от этой лестницы – главный вход: низкая, но довольно толстая деревянная дверь с
витиеватой резьбой интригующе приоткрыта. Но находиться в этом тихом и уютном
дворике так приятно, что не хочется спешить переступать порог; и тянешь немного
время и наслаждаешься еще этой умиротворяющей обстановкой, прежде чем оказаться
внутри самого дома.
А там – комнаты: гостиные, столовые, спальни, ванные и пр., стандартный в
общем-то набор, если бы не одно «но»: хозяин был заядлым коллекционером, и
наводнил свое жилище таким невообразимым количеством предметов самых разных
видов искусства, что еще при жизни превратил этот дом в некое подобие музея.
Кроме того, каждая комната здесь выкрашена в свой цвет, чаще всего неожиданный
и, я бы сказала, смелый (например, канареечно-желтая гостиная, спальня цвета
фуксии или ванная, верхняя часть которой покрашена зеленым, а нижняя – выложена
бело-синей плиткой).
Мрачный вид стен францисканского монастыря визуально «сглаживается» мягкой зеленью вьюна. |
Помещения совсем небольшие, но предметов столько, что первые пару минут глаза
разбегаются. Однако магия этого дома заключается в том, что каждый предмет на
своем месте, каждая деталь учтена, и вдруг из этого внешнего хаоса складывается
абсолютная зрительная гармония. Всего много, а лишнего нет.
Самая первая конмната – бар: на стенах мексиканские танцевальные маски и примитивные рисунки, в вазе вязаные цветы, а на диванчике подушки с традиционными узорами – двух одинаковых не найти! |
Полный света, краскок и бесконечной теплоты, это такой «дом-музей», в
котором главное слово – все-таки «дом»: уютный, функциональный и хорошо
спланированный. И как бы густо ни были завешены и заставлены стены его комнат –
и даже ванных! – произведениями искусства, в этих стенах хочется жить.
И вообще, когда ходишь по этим комнатам, ощущение такое, что дом до сих пор
обитаем, а хозяин вот-вот выйдет из-за угла: на нем полосатый халат и тапочки,
в одной руке бокал бренди, в другой сигара; он посмотрит на нас удивленно: «Что
это вы здесь делаете?», но тут же сам себе напомнит: «Ну конечно! Вы здесь,
чтоб восхититься моим гением и насладиться великолепием моего жилища!»
Он, говорят, был ужасный самовлюбленный эгоист, этот Роберт Брейди. С очень
большим самомнением и претензиями на великость. Впрочем, человеку другого
склада не пришла бы в голову идея сделать из собственного дома музей, и в этом
случае мы очень многое бы потеряли.
Я прочитала, что он родился в США, в штате Айова, с/х столице страны. Думается
мне, этой натуре было там не самое место, тем более, что тяга к прекрасному
возникла в нем рано, и отучившись в школе изящных искусств, он, конечно же,
уехал в Европу. Прожил несколько лет в Венеции, а потом в 1959 по какой-то
причине осел в Мексике. Кто знает, что его сюда поманило: изучение преиспанской
культуры, обилие ярких красок или, может быть, увлечение модными в то время
местными художниками-муралистами. Как бы там ни было, он оказался в Куэрнаваке,
выкупил кусочек монастыря и прожил в нем 25 лет.
В процессе создания Дома в Башне, любовь к искусству, страсть к ярким
цветам, и безудержная, ненасытная тяга к коллекционированию расцвели в душе
Брейди пышным цветом. На благодатной мексиканской почве его творческий гений
пошел вразнос. Аппетит этого человека не знал границ ни временных, ни
пространственных. Индийский шелк, восточные ковры, артефакты пре-испанской
культуры, живопись колониальных времен, статуи святых, Византийская мозаика,
мексиканские танцевальные маски, работы французских импрессионистов – это лишь
малая часть его обширной коллекции, которая доросла до внушительной цифры в 1300
экспонатов.
Хотя в этом доме кощунственно называть их экспонатами, все они просто часть
обстановки, ценные не сами по себе, а все вместе, создающие это уникальное
пространство и стиль жизни в окружении искусства, в чем, совственно, и есть
смысл и вся прелесть этого музея.
Здесь древние статуэтки доколумбовых времен не пылятся под стеклом за
ограждением, они – часть декора, украшают
стену террасы, видимо потому, что прекрасно сочетаются с деревянными балками
потолка. А статуя Будды 17 века, привезенная прямиком из Индии, разместилась в
нише душевой на втором этаже. Не удивлюсь, если хозяин вешал на нее
полотенце.
Самым ценным предметам коллекции
хозяин, однако, отвел места более традиционные: картины Фриды Кало, Диего Риверы
и других выдающихся художников 20 века (в основном, мексиканских) висят на
стенах гостиных.
В этом доме бывали многие известные
люди: дипломаты, художники, писатели, звезды Голливуда (среди них, к примеру,
хороший знакомый мистера Брейди Рудольф Нуреев). Экстравагантный хозяин,
конечно, на многое был готов, чтобы угодить именитым гостям. Говорят, вечеринки
в этих стенах закатывались такие, что про них до сих пор в Куэрнаваке ходят
легенды. И все это в помещениях бывшего монастыря, прямо у стен главного городского
собора. Соседство невероятное, впрочем, очень, на мой взгляд, символичное.
В этом доме все так: автопортрет Фриды
Кало на стене, возле него на полочке – африканские тотемы, а под ними на диване
подушки с арабской вязью; в одной гостиной и полотна импрессионистов, и лики
Святых, и статуя японского воина. Несовместимые вещи с легкой руки хозяина вдруг
оказываются рядом: древнее с современным, изысканное с безвкусным, духовное с вульгарным. Все
как в жизни.
Каждая комната этого удивительного дома – гимн цвету, неординарности и, я бы сказала, радости бытия. А все они вместе
– гимн человеку, который жил, ни на кого не оглядываясь, и делал, что хотел, и
строил мир вокруг себя, как хотел, и получал удовольствие от этой жизни, убежденный,
что именно она, жизнь, и есть главное искусство.
Фото из музея ищите в альбоме на странице "Моя Мексика в
картинках"
Комментариев нет:
Отправить комментарий