четверг, 18 апреля 2013 г.

Museo Robert Brady / Музей Роберта Брейди


В самом центре Куэрнаваки к стенам древнего францисканского монастыря, который теперь служит главным городским собором, примкнул совершенно фантастический дом.  Точнее, когда-то он был частью этого самого монастырского хозяйства, его обсерваторией. Но в начале 60-х один сумасбродный американец по имени Роберт Брейди выкупил его и стал в нем жить, завещав после своей смерти превратить дом в музей.

Обязательным условием при этом было сохранить все именно так, как было при хозяине, потому что этот хозяин был уверен: его дом уникален, и люди будут платить деньги, чтобы на него посмотреть.
В моем представлении, дом-музей – это обычно такое место, где интересны не сами стены, а стоящая за ними история: кто в них жил или какому важному историческому событию они стали фоном. Предметы интерьера, как таковые, как правило, второстепенны: скажем, есть стол, и важно, что за этим самым столом некто великий написал нечто бессмертное, но совершенно не важно, как именно этот стол выглядит, из какого он дерева и какого цвета. В доме-музее Роберта Брейди все наоборот. Немного дизайнер, немного художник, а главным образом просто эксцентричный богач и городской повеса, Роберт Брейди ничем особенным не прославился, и за пределами Куэрнаваки о нем вообще мало кто знает. Что, впрочем, не имеет абсолютно никакого значения, потому что его дом-музей не про это. Его дом – это просто собрание частной коллекции человека, любившего жизнь во всем ее многообразии.

С улицы дом Брейди не производит какого-то особенного впечатления: высокая глухая стена кирпично-красного цвета, незатейливая парадная дверь и только маленькая, выложенная из плитки табличка  возле входа сообщает, что это музей Casa de la Torre (то бишь Дом в Башне).

Легко пройти мимо, легко не ожидать ничего особенного, но все меняется как только, поднявшись по узкой лестнице, оказываешься во внутреннем дворике. Это небольшое пространство, залитое солнечным светом, ограничивают с двух сторон высокие, плотно увитые плющом стены, а с третьей – собственно, сам дом того же кирпично-коричневого цвета: к башне – бывшей обсерватории – поднимается широкая парадная лестница, у ее основания расположился полукруглый фонтанчик, а перила скрыты под изгибистыми ветвями и темно зеленой листвой все того же вьюна. Сбоку от этой лестницы – главный вход: низкая, но довольно толстая деревянная дверь с витиеватой резьбой интригующе приоткрыта. Но находиться в этом тихом и уютном дворике так приятно, что не хочется спешить переступать порог; и тянешь немного время и наслаждаешься еще этой умиротворяющей обстановкой, прежде чем оказаться внутри самого дома.

А там – комнаты: гостиные, столовые, спальни, ванные и пр., стандартный в общем-то набор, если бы не одно «но»: хозяин был заядлым коллекционером, и наводнил свое жилище таким невообразимым количеством предметов самых разных видов искусства, что еще при жизни превратил этот дом в некое подобие музея. Кроме того, каждая комната здесь выкрашена в свой цвет, чаще всего неожиданный и, я бы сказала, смелый (например, канареечно-желтая гостиная, спальня цвета фуксии или ванная, верхняя часть которой покрашена зеленым, а нижняя – выложена бело-синей плиткой).   

Мрачный вид стен францисканского монастыря визуально «сглаживается» мягкой зеленью вьюна.
Помещения совсем небольшие, но предметов столько, что первые пару минут глаза разбегаются. Однако магия этого дома заключается в том, что каждый предмет на своем месте, каждая деталь учтена, и вдруг из этого внешнего хаоса складывается абсолютная зрительная гармония. Всего много, а лишнего нет.

Самая первая конмната – бар: на стенах мексиканские танцевальные маски и примитивные рисунки, в вазе вязаные цветы, а на диванчике подушки с традиционными узорами – двух одинаковых не найти!
Полный света, краскок и бесконечной теплоты, это такой «дом-музей», в котором главное слово – все-таки «дом»: уютный, функциональный и хорошо спланированный. И как бы густо ни были завешены и заставлены стены его комнат – и даже ванных! – произведениями искусства, в этих стенах хочется жить.

И вообще, когда ходишь по этим комнатам, ощущение такое, что дом до сих пор обитаем, а хозяин вот-вот выйдет из-за угла: на нем полосатый халат и тапочки, в одной руке бокал бренди, в другой сигара; он посмотрит на нас удивленно: «Что это вы здесь делаете?», но тут же сам себе напомнит: «Ну конечно! Вы здесь, чтоб восхититься моим гением и насладиться великолепием моего жилища!»

Он, говорят, был ужасный самовлюбленный эгоист, этот Роберт Брейди. С очень большим самомнением и претензиями на великость. Впрочем, человеку другого склада не пришла бы в голову идея сделать из собственного дома музей, и в этом случае мы очень многое бы потеряли.

Я прочитала, что он родился в США, в штате Айова, с/х столице страны. Думается мне, этой натуре было там не самое место, тем более, что тяга к прекрасному возникла в нем рано, и отучившись в школе изящных искусств, он, конечно же, уехал в Европу. Прожил несколько лет в Венеции, а потом в 1959 по какой-то причине осел в Мексике. Кто знает, что его сюда поманило: изучение преиспанской культуры, обилие ярких красок или, может быть, увлечение модными в то время местными художниками-муралистами. Как бы там ни было, он оказался в Куэрнаваке, выкупил кусочек монастыря и прожил в нем 25 лет.

В процессе создания Дома в Башне, любовь к искусству, страсть к ярким цветам, и безудержная, ненасытная тяга к коллекционированию расцвели в душе Брейди пышным цветом. На благодатной мексиканской почве его творческий гений пошел вразнос. Аппетит этого человека не знал границ ни временных, ни пространственных. Индийский шелк, восточные ковры, артефакты пре-испанской культуры, живопись колониальных времен, статуи святых, Византийская мозаика, мексиканские танцевальные маски, работы французских импрессионистов – это лишь малая часть его обширной коллекции, которая доросла до внушительной цифры в 1300 экспонатов.

Хотя в этом доме кощунственно называть их экспонатами, все они просто часть обстановки, ценные не сами по себе, а все вместе, создающие это уникальное пространство и стиль жизни в окружении искусства, в чем, совственно, и есть смысл и вся прелесть этого музея.

Здесь древние статуэтки доколумбовых времен не пылятся под стеклом за ограждением, они – часть  декора, украшают стену террасы, видимо потому, что прекрасно сочетаются с деревянными балками потолка. А статуя Будды 17 века, привезенная прямиком из Индии, разместилась в нише душевой на втором этаже. Не удивлюсь, если хозяин вешал на нее полотенце.   
 

Нарочито традиционная мексиканская кухня: желто-синяя плитка talavera, скромная деревянная мебель, на одной из стен развешаны тарелочки, на другой – cazuelas: разного размера глиняные плошки и горшочки. Но главное ее украшение –огромный портрет кухарки, которая всю жизнь готовила хозяину.

Самым ценным предметам коллекции хозяин, однако, отвел места более традиционные: картины Фриды Кало, Диего Риверы и других выдающихся художников 20 века (в основном, мексиканских) висят на стенах гостиных.  
В этом доме бывали многие известные люди: дипломаты, художники, писатели, звезды Голливуда (среди них, к примеру, хороший знакомый мистера Брейди Рудольф Нуреев). Экстравагантный хозяин, конечно, на многое был готов, чтобы угодить именитым гостям. Говорят, вечеринки в этих стенах закатывались такие, что про них до сих пор в Куэрнаваке ходят легенды. И все это в помещениях бывшего монастыря, прямо у стен главного городского собора. Соседство невероятное, впрочем, очень, на мой взгляд, символичное.

В этом доме все так: автопортрет Фриды Кало на стене, возле него на полочке – африканские тотемы, а под ними на диване подушки с арабской вязью; в одной гостиной и полотна импрессионистов, и лики Святых, и статуя японского воина. Несовместимые вещи с легкой руки хозяина вдруг оказываются рядом: древнее с современным, изысканное с безвкусным, духовное с вульгарным. Все как в жизни.  

Каждая комната этого удивительного дома гимн цвету, неординарности и, я бы сказала, радости бытия. А все они вместе – гимн человеку, который жил, ни на кого не оглядываясь, и делал, что хотел, и строил мир вокруг себя, как хотел, и получал удовольствие от этой жизни, убежденный, что именно она, жизнь, и есть главное искусство.


Фото из музея ищите в альбоме на странице "Моя Мексика в картинках"

Комментариев нет:

Отправить комментарий